Как благодарить Бога: молитвы и значение благодарности. За что благодарить Бога? Как поблагодарить бога за все

(44 голоса : 4.2 из 5 )

Согласно практике Православной Церкви, за все благодеяния, о которых мы просили в наших молитвах, полагается благодарить только Самого Бога. И это вполне закономерно, поскольку к святым христиане обращаются как к ходатаям у Бога, имеющим дерзновение перед Ним. Но единственным источником и причиной всего, кроме греха, является Сам Господь.
Существует особый чин - . Его можно заказать в любом храме, но обязательным условием является присутствие на молебне того, кто его заказал. Также молиться можно и дома, например, прочитать Акафист Пресвятой Богородице, как главной Ходатаице о нас перед Богом. А вообще Господь, Матерь Божия и все святые радуются тому, когда мы имеем с ними общение в Церкви, причащаемся, исповедуемся, то есть проводим благочестивую христианскую жизнь, - это и будет настоящей, угодной Богу жизнью, которая вся должна быть благодарностью Господу за все Его неисчислимые на нас благодеяния.

иеромонах Дорофей (Баранов)

Когда мы служим молебен святым угодникам Божиим, то, обращаясь к ним, надеемся, что они своей святой молитвой испросят нам от Бога милости, помощь, укрепление. Поэтому, когда священник служит молебен в храме, он обращается к святому и просит его молитвенного предстательства. Например: Святителю отче Николае, моли Бога о нас . Конечным образом нам всегда помогает Сам Господь, Который и является Источником всех благ и милостей для нас. Поэтому благодарение (благодарственный молебен) в храмах всегда возносится Богу, а не святым людям.
Главной радостью для святых является то, что мы обращаемся к ним с просьбой помочь нам своей святой молитвой к Богу. Они при жизни учились молиться и помогать другим, они и оказавшись в вечности и обретя дерзновение пред Господом, продолжают помогать нам, прося для нас у Бога помощи. Поэтому благодарственный молебен всегда служится Богу, а не его святым угодникам.

протоиерей Андрей Туров

Можно ли Богу, Богородице и святым говорить «спасибо»?

Лучше выразить это словами благодарения или хваления, потому что в прямом смысле «спасибо» – это «спаси Боже», и его естественней обращать к людям.

протоиерей Максим Козлов

Можно ли Богородице и святым говорить Помилуй?

Лучше придерживаться традиции Церкви, то есть Богородице и святым говорить «моли Бога о нас», а также обращаться к «спаси нас».

архимандрит Рафаил

Какие существуют благодарственные молебны?

В Богослужебных книгах Православной Церкви не существует благодарственных последований святым или бесплотным силам, а только благодарственный молебен Спасителю, именуемый: .

Существует рассказ о протестантском пастыре, который, посещая больных, зашел в больницу для душевнобольных. Здесь один из пациентов, у которого, очевидно, наступила минута умственного просветления, подошел к пастырю и спросил его: «Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок?» От такого неожиданного вопроса остолбенел пастырь. Нет, никогда ему не приходило на ум благодарить Бога за такое очевидное дарование. Только здесь в больнице, видя вокруг себя такое количество несчастных душевнобольных людей, он понял, чторазум – это великийБожий дар! Пастырь тут же обещал больному и самому себе, что он будет ежедневно благодарить Бога за свой здравый рассудок.

Э тот случай из жизни пастыря характеризует общую особенность человеческого отношения к жизненным благам, в силу которого люди привыкли все принимать, как должное, само собой разумеющееся . Редко кто из людей благодарит своего Создателя, Который постоянно о нем заботится и посылает ему бесчисленные материальные и духовные блага.

"Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой , – внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!»

Д ействительно, вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога! Он создал наше тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма или компьютера. Он вдохнул в нас эту бессмертную, богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и которая драгоценнее и любезнее нам всего. Он даровал намразум, который возвышает нас над животными; – свободную волю, благодаря которой мы можем физически и духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь; – чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье и радость в жизни.

Хотя мы не видим Бога глазами, но мы знаем, что Он постоянно заботится о нашем благе более самой любящей матери. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и согревает, увеселяет и оживляет нас. Он благотворит нам, посылая дождь и плодородие, насыщая нас пищей и веселя наши сердца. Он заповедал земле производить разнообразные плоды, которыми питается и живет наше тело, и заставляет животных служить нам. Так, по Его воле горы и долины, моря и реки, деревья и камни, птицы и рыбы, земля и воздух – все служит нашей пользе и наслаждению. Его божественная сила поддерживает, продолжает и хранит нашу жизнь среди всего враждебного и опасного в мире. Словом, «Им мы живем и движемся и существуем». Каждое мгновение нашей жизни естьдар Его бесконечной благости, каждое дыхание груди нашей есть знак Его отеческого благоволения, каждое биение нашего сердца есть дело Его высочайшей любви и милосердия.

Н о этого мало! Когда нарушением заповедей Божиих люди подвергли себя всевозможным бедствиям, стали непотребными пред Богом, недостойными жизни и блаженства, Бог Отец не оставил их погибать. Напротив, по причине Своей бесконечной любви, Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ().

Е динородный Сын Божий , жалея нас блудных детей, пришел в наш мир и воспринял наше смертное естество. Он «унизил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной» (). Он научил нас праведно жить и показал нам путьк Царству Небесному. Он взял на Себя грехи рода человеческого, претерпел ради нас унижения, оплевания, пощечины, побои, крестные страдания и позорную со злодеями, пролил Свою кровь за нас и положил за нас душу Свою, «дабы лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь были подвержены рабству» ().

Единосущный Отцу и Сыну – Дух Святой , ради искупительной жертвы Богочеловека, нисходит на нас, очищает нашу совесть от греховных дел, оживляет и освящает наше естество, дает нам Свою божественную силу, необходимую для праведной жизни и делает нас чадами Божиими.

П ри всем этом, мы часто забываем Бога, огорчаем Его милосердие своим упрямством, тупостью, злобой! Но Господь не только не губит, но продолжает прощать и миловать нас, терпеливо ожидая нашего исправления. Несмотря на наши частые падения, Он с большой заботливостью и мудростью ведет нашу жизньк спасению, к нескончаемой радости в небесных обителях. Редко кто из людей задумывается над тем, как много препятствий создает он Богу в деле своего спасения!

С в. Иоанн Кронштадтский делится таким своим опытом, который знаком многим верующим людям: «Сколько раз смерть вступала в мое сердце, переходя потом к телу (числа нет), и от всех смертных случаев Господь избавлял меня!» Чувство потока милостей от Бога вызвало у псалмопевца следующие вдохновенные слова:

«Благослови, душа моя, Господа и все внутри меня – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, исполняет благие желания твои, обновится как у орла, юность твоя. Являет Господь милость и правду всем обижаемым... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Псл. 102-й).

В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби, не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их, как горькое, но необходимое лекарство , исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков. Понимая это, великий святой Иоанн Златоуст на закате своих дней говорил: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!»

Н ам, православным, надо еще особо благодарить Бога за то, что Он удостоил нас быть чадами Своей истинной Церкви , которая силой духа Святого содержит чистое Евангельское учение, которая освящает и укрепляет нас своими благодатными таинствами. Это та , к которой принадлежали Пророки, Апостолы, мученики и все святые, находящиеся в обителях небесных и одновременно составляющие с нами, их младшими братьями, одну великую Божью семью. Эта та Церковь, в которой мы удостаиваемсяпричастия животворящего Тела и Крови нашего Спасителя, дающего нам бессмертие.

И так, когда мы вникаем в пути промысла Божия в нашей жизни, то мы видим, что не столько долг и обязанность, сколько все существо наше, вся жизнь наша в настоящем и в будущем требует, чтобы мы не оставались бесчувственны к благодеяниям Божиим! К этому надо добавить, что наша благодарность нужна не Богу, но именно нам самим. Когда мы благодарим Бога, мы вспоминаем Еголюбовь к нам, Его постоянную заботу о нас и море материальных и духовных благ, которые Он ежедневно изливает на нас. Это воспоминание, проясняет наш разум , дает нам возможность отчетливее понять, в чем заключается цель нашей жизни, помогает нам отсеять второстепенное от главного.

К роме того, благодарность Богу рассеивает уныние, удаляет печаль, возвращает нам бодрость и жизнерадостность . Благодарность Богу можно уподобить теплым солнечным лучам, проникающим в темный погреб души. От соприкосновения с Духовным Солнцем душа согревается , человек делается добрее и готовым к любви.

Б удем же стараться ежедневно и, в особенности, по воскресным дням, благодарить своего Создателя и Спасителя – это послужит превосходным лекарством для нашей души!

Благодарственная Молитва (из молебна)

Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, милость Которого безмерна и человеколюбия – неизмеримая пучина! Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам. Как Господа, Владыку и благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим! Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях. И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя, вместе с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и единосущным Твоим Духом. Аминь.

Некоторые благодарственные и хвалебные псалмы :33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. Псалмы, прославляющие Бога:8, 17, 92, 102, 103.

Благодарственный Акафист

Составлен в сороковых годах протоиереем о. Григорием Петровым в одном из сталинских концлагерей, в котором он, вероятно, и умер.

Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой, силою спасительного промысла Твоего. Благодарим за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Твоего будущего Царства. Простирай нам впредь Твои милости, поющим: Слава Тебе, Боже, во веки!

Слабым беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех моих путях, чудно ведя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего промысла явлены с первого дня и до ныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тебя: Слава Тебе, призвавшему меня к Жизни; Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной; Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости; Слава Твоей вечности среди мира временного; Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости; Слава Тебе, Боже, во веки!

Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки, и птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях.

Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе за благоухание ландышей и роз; Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы; Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения; Слава Тебе за вечную жизнь, предвестницу небесной. Слава Тебе, Боже, во веки!

Силой Духа Святого дышит каждый цветок, тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честь животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души – радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуйя!

Как ты прекрасен в торжестве весны. Когда воскресает вся тварь и на тысячи ладов радостно взывает к Тебе: Ты источник жизни, Ты победитель смерти. При свете месяца и пении соловья стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах. Вся земля – невеста Твоя, она ждет Тебя – Нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как же нас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, как засияют души!

Слава Тебе извлекшему из темноты земли разнообразные краски, вкус и аромат. Слава Тебе за радушие и ласку всей природы. Слава Тебе за то, что Ты окружил нас тысячами Твоих созданий. Слава Тебе за глубину Твоего разума, запечатленного во всем мире; Слава Тебе, благоговейно целую следы Твоей незримой стопы. Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни; Слава Тебе, за надежду бессмертной нетленной красоты; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как Ты услаждаешь думающих о Тебе, как животворно святое Слово Твое, мягче елея и сладостнее сот беседа с Тобой. Окрыляет и живит к Тебе; каким трепетом тогда наполняется сердце и как величава и разумна становится тогда природа и вся жизнь! Где нет Тебя – там пустота. Где Ты – там богатство души, там живым потоком изливается песнь: Аллилуйя!

Когда на землю сходит закат, когда воцаряется покой вечного сна и тишина угасающего дня, я вижу Твой чертог под образом сияющих палат и облачных теней зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророчески говорят о неизреченной красоте Твоих селений, торжественно зовут: пойдем к Отцу! Слава Тебе в тихий час вечера;

Слава Тебе, излившему миру великий покой; Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца; Слава Тебе за отдых благодатного сна; Слава Тебе за Твою благость во мраке, когда далек весь мир; Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души. Слава Тебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня; Слава Тебе, Боже, во веки!

Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет. Там Христос! И сердце поет: Аллилуйя!

Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, Его любящая десница всюду хранит меня. Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне; Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми; Слава Тебе за любовь родных, за преданность друзей; Слава Тебе за кротость животных, служащих мне; Слава Тебе за светлые минуты моей жизни; Слава Тебе за ясные радости сердца; Слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как Ты велик и близок в мощном движении грозы, как видна Твоя могучая рука в изгибах ослепительных молний, дивно величие Твое. Глас Господень над полями и в шуме лесов, глас Господень в рождении громов и дождей, глас Господень над водами многими. Хвала Тебе в грохоте огнедышащих гор. Ты сотрясаешь землю, как одежду. Ты вздымаешь до неба волны морские. Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуйя!

Как молния, когда осветит чертоги пира, то после нее жалкими кажутся огни светильников, так Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, темными, призрачными казались они. Душа гналась за Тобою. Слава Тебе, край и предел высочайшей человеческой мечты!

Слава Тебе, за нашу неутомимую жажду богообщения; Слава Тебе, вдохнувшему в душу вечную тоску по небу; Слава Тебе, облекшему нас тончайшими лучами Твоими; Слава Тебе, сокрушающему власть духов тьмы, обрекшему на уничтожение всякое зло; Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою; Слава Тебе, Боже, во веки!

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой. Ты открываешь нам преддверие грядущего рая в мелодичности пения, в гармоничных тонах, в высоте музыкальных красот, в блеске художественного творчества. Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженно петь: Аллилуйя!

Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в своих созданиях, о, как Ты велик в человеке.

Слава Тебе, явившему непостижимую силу в законах вселенной; Слава Тебе. Вся природа полна законов Твоего бытия; Слава Тебе за все открытое нам по благости Твоей; Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей; Слава Тебе за гениальность человеческого ума; Слава Тебе за животворящую силу труда; Слава Тебе за огненные языки вдохновения; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как близок Ты в дни болезни. Ты Сам посещаешь больных, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа и сердце беседует с Тобой. Ты миром озаряешь душу во время тяжких скорбей и страданий, Ты посылаешь нежданную помощь. Ты утешаешь, Ты любовь испытующая и спасающая, Тебе поем песнь: Аллилуйя!

Когда я в детстве впервые сознательно призвал Тебя, Ты исполнил мою молитву, и душу осенил благоговейный покой. Тогда я понял, что Ты – благ и блаженны прибегающие к Тебе. Я стал призывать Тебя снова и снова, и ныне зову.

Слава Тебе, исполняющему во благих желания мои; Слава Тебе, бодрствующему надо мною день и ночь; Слава Тебе, врачующему скорби и утраты целительным течением времени; Слава Тебе, с Тобою нет безнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь; Слава Тебе, Ты одарил бессмертием все доброе и высокое, Ты обещал желанную встречу с умершими; Слава Тебе, Боже, во веки!

Отчего вся природа таинственно улыбается в дни праздников? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чем земным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это веяние благодати Твоей, это отблеск фаворского света, когда небо и земля хвалебно поют: Аллилуйя!

Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный, неуловимый Лик.

Слава Тебе, преображающему нашу жизнь делами добра; Слава Тебе, запечатлевшему несказанную сладость в каждой заповеди Твоей; Слава Тебе, пребывающему там, где благоухает милосердие; Слава Тебе, посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других; Слава Тебе, положившему великую награду в самоценности добра; Слава Тебе, принимающему высокие порывы нашей души; Слава Тебе, возвысившему любовь превыше всего земного и небесного; Слава Тебе, Боже, во веки!

Разбитое в прах нельзя восстановить, но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть, Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее. С Тобой нет непоправимого. Ты весь любовь. Ты – Творец и Восстановитель, Тебя хвалим песнью: Аллилуйя!

Боже мой, ведающий отпадение гордого ангела денницы. Спаси меня силою благодати, не дай мне отпасть от Тебя, не дай забыть мне все Твои благодеяния и дары, не дай усомниться в Тебе. Обостри слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос и взывал к Тебе, вездесущему.

Слава Тебе за промыслительное стечение обстоятельств; Слава Тебе за благодатные предчувствия; Слава Тебе за указания тайного голоса; Слава Тебе за откровения во сне и наяву; Слава Тебе, разрушающему наши бесполезные замыслы; Слава Тебе, страданиями отрезвляющему нас от угара страстей; Слава Тебе, спасительно смиряющему гордыню сердца; Слава Тебе, Боже, во веки!

Через ледяную цепь веков я чувствую тепло Твоего Божественного дыхания, слышу струящуюся кровь. Ты уже близок, сеть времени рассеялась. Я вижу Твой Крест – он ради меня. Мой дух в прахе перед Крестом: здесь торжество любви и спасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуйя!

Блажен, кто вкусит вечерю во Царствии Твоем, но Ты уже на земле приобщил меня этого блаженства. Сколько раз Ты простирал мне Божественной десницей Тело и Кровь Твою, и я, многогрешный, принимал эту святыню и чувствовал Твою любовь, несказанную, сверхъестественную.

Слава Тебе за непостижимую живительную силу благодати; Слава Тебе воздвигшему Свою, как тихое пристанище измученному миру; Слава Тебе, возрождающему нас животворящими водами крещения; Слава Тебе, Ты возвращаешь кающимся чистоту непорочных лилий; Слава Тебе, неиссякаемая бездна прощения; Слава Тебе за Чашу жизни, за Хлеб вечной радости; Слава Тебе, возведшему нас на небо; Слава Тебе, Боже, во веки!

Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя, молчанием они звали к Тебе. В час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуйя!

Что моя хвала пред Тобой. Я не слыхал пения херувимов – это удел высоких душ, но я знаю, как хвалит Тебя природа. Я созерцал зимой, как в лунном безмолвии вся земля тихо молилась Тебе, облеченная в белую ризу, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце и хоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды, как проповедуют о Тебе хоры светил своим стройным движением в бесконечном пространстве. Что моя хвала! Природа послушна Тебе, а я – нет; но пока живу, я вижу любовь Твою, хочу благодарить, молиться и взывать.

Слава Тебе, показавшему нам свет; Слава Тебе, возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной; Слава Тебе, осеняющему нас светом, сонмами ангелов и святых; Слава Тебе, всесвятый Отче, заповедавший нам Твое Царство кровью Сына Твоего; Слава Тебе, Дух Святой, животворящее солнце будущего века; Слава Тебе за все, о Троице Божественная, всеблагая; Слава Тебе, Боже, во веки!

О, всеблагая и животворящая Троице! Прими благодарение за все милости Твои и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы, умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуйя!

Благодарность – труд и талант

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вера есть удел душ благодарных». Быть благодарным - это талант, это особый дар… Неблагодарный человек не может быть христианином, как и неблагодарный христианин незаслуженно носит это имя. Этот дар может внезапно настичь человека, и он, как будто прозрев, начинает видеть вещи, которых до того не замечал.

Благодарность – удел смиренных. Гордый не может быть благодарным, так как ему кажется, что он заслуживает только восхищения за свои личные достоинства. Благодарность духовно сближает людей, устраняет недоверие и подозрительность.

Благодарность - это особое отношение человека к Богу и миру, подлинное состояние открытости. Через благодарность исчезает отчуждение. Человек благодарный открыт другому.

Принять с благодарностью то, что подаёт нам Господь - вот наш христианский труд, наш подвиг и наша миссия.

Искреннее благодарение в молитве неотделимо от радости. К сожалению, человек переменчив, его сознание часто затмевается суетой и повседневными заботами.

Благодарность - это особое отношение человека к Богу и миру, подлинное состояние открытости.

Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви убеждает нас в том, что любовь - это чудо из чудес. Любовь невозможна, абсолютно невозможна, если мы не увидим в ней то, чем она является - Божественным даром. Только благодарный человек способен к подлинной радости. И наоборот, если этой радости нет в жизни, значит причина тому - неспособность к благодарению, невосприимчивость к любви Другого.

Радость жизни

Святитель Григорий Богослов пишет: «Мы получили бытиё, чтобы благоденствовать». Иными словами, мы живём, чтобы жить и получать от этого радость.

Господь создал человека для того, чтобы он получал радость от того, что он делает.

То, что максимально противостояло жизни - смерть, - побеждено Воскресением Христовым.

Радость Пасхи – это радость восстановленного, исцелённого и цельного человека, радость бессмертия, бессмертия всего человека, а стало быть и радость тела. А радость сопряжена с благодарностью.

Бог, устами Апостола, призывает нас: «Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1 Сол. 5, 16-18)

«За всё благодарите», - так заповедует нам апостол Павел (1 Фес. 5,18).

Апостол заповедует благодарить не только за добро, но за всё, то есть и за добро, и за зло. Так умел благодарить святитель Иоанн Златоуст. Несмотря на то, что он жестоко пострадал от несправедливости и последние годы жизни провел в суровой ссылке, на смертном одре последними его словами были: «Слава Богу за всё».

А священномученик Арсений (Мациевич), митрополит Ростовский, несправедливо осужденный императрицей Екатериной Второй на пожизненное заключение за сопротивление царской политике секуляризации (отбирания церковных и монастырских земель в государственную казну), оставил в своей одиночной тюремной камере на стене надпись: «Благо мне, яко смирил мя еси».

Кто научился быть благодарным даже в скорбях, тот воистину «недалеко от Царства Небесного».

Благодарность дает чувство удовлетворения тому, кого благодарят. Ведь другой человек видит и понимает, что его труды не напрасны, а нужны и заслужено оценены. В тоже время благодарность оказывает благотворное влияние и на самого благодарящего, так как приносит ему мир, гармонию и прочие позитивные чувства.

Благодарность Богу

Богу мы обязаны всем: нашей жизнью и всеми ее благами, промыслом о нас, неисчислимым милосердием, долготерпением наших грехов, страстей, пристрастий, нерадения, слабостей.

И нам необходимо прежде всего и больше всего быть благодарным Богу, без Которого не совершается ничего, а уж затем человеку – как Его творению.

Все блага, которые мы имеем, посылаются нам от Бога, как и говорит об этом апостол Иаков: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов».

Господь дает нам все - и бытие, и жизнь, и дыхание, и свет. Он дал нам глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ноги, чтобы ходить, руки, чтобы работать, голову, чтобы думать. Он нас питает, одевает, хранит и заботится о нас. Наш дом, наши вещи, наше материальное богатство - все это дары Божии.

Святые отцы говорят об этом так: «если ты сделал что-нибудь без содействия тела, то это принадлежит тебе. Если же ты сделал это с помощью тела, то тебе следует помнить, что тело твое есть создание Божие. И если ты подумал что-нибудь без ума, то это твое. Если же с помощью ума, то знай, что и ум твой - творение Божие».

Из этих слов хорошо видно, что нам не принадлежит даже то, что мы как будто бы сами приобрели, заработали и создали. Тем более не принадлежит нам то, чего мы не в состоянии создать, например наши близкие и любимые люди, наше тело, наша душа, наше здоровье, наши таланты и способности. Все это есть не что иное, как великие Божии дары.

И за все это мы обязаны непрестанно благодарить и поминать нашего Господа.

За все надо научиться благодарить Бога, ибо мы часто судим о том, что не вмещается в наше понимание. Судим людей, с которыми что-то случилось, забывая о том, что если так случилось – значит надо смириться и за все благодарить Бога.

Если человек искренне молит и не получает просимое - значит Господь готовит ему большее и лучшее, чем он просит. Становясь на молитву, учит нас святитель Василий Великий, мы должны сначала славословить Бога, затем благодарить Его, потом каяться, и только после этого просить о чем-либо, хотя обычно человек в своем духовном росте движется от прошения и покаяния к благодарению и славословию..

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Добродетель благодарности, как и все другие наши добродетели, как подвиги поста, молитвы, нужны прежде всего нам самим. Само наличие в нас чувства благодарности свидетельствует о том, что в нас действительно живет не сомневающаяся вера и любовь к Богу. Благодарность наша - удостоверение о правильно установленной религиозной душе. Все мы умеем просить. Даже неверующие в крайне тяжкие моменты иногда прибегают к Богу, но благодарить мы не умеем. Благодарственная молитва - знак высоко поднявшейся души. Хорошо вспомнить Бога в несчастье; но не забыть Его в радости - знак души, утвердившейся в Боге. Молитва просительная может уживаться в сердце с нашим эгоизмом, гордостью, злобой. Молитва благодарения несовместима с такими чувствами. Будем же прибегать к Богу в наших бедах и обстоятельствах, не потщимся взойти и на более высокую ступень - благодарственной молитвы».

Благодарность Богу поднимает нас, смертных, из смертного тления, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и обращает к Богу.

Собственно говоря, благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля.

«Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой Иоанн Кронштадтский, – внутрь-ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!»

В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их как горькое, но необходимое лекарство, исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков.

Мы должны благодарить Господа за то, что наша вера дает нам духовный разум понимать окружающие нас события, правильно расценивать их и поучаться от них; понимать, что природные и общественные бедствия посылаются Господом преимущественно для того, чтобы встряхивать человечество от греховного равнодушия, пробуждать его от духовной дремоты, напоминать ему о том, что мы не вечны на земле и что нас ожидает иная жизнь.

Благодарность и свобода

Слово «дар» означает «даром», «безвозмездно»; дар это то, что не подлежит расчету и даже мирским понятиям о справедливости.

Дар - это посильное для человека подражание Богу, Который все дает чел веку даром.

Дар как свободное действие человеческого духа, не должен рассчитывать на ответ и отдачу, иначе он превращается в расчет, взаимообмен, взаимную помощь, услугу и плату за нее. Тогда слово «дар» перестает отвечать своему названию и должно быть заменено иным словом:

Тот, кто дает (дарит), не должен ничего ждать в ответ от человека. Если он делает действительно ради Христа, то получит от Христа больше, чем даже ожидает.

Если это он сделал ради любви, то получит награду в самой любви. Если любовь является высшей христианской добродетелью, то благодарность - её главным проявлением. Чтобы стяжать истинную христианскую благодарность, надо победить самого себя, распять своё гордое «я» на кресте христианских подвигов поста и молитвы.

Только твердая вера во Христа делает человека по-настоящему милосердным и свободным.

Часто можно слышать слова: я делаю человеку добро, а получаю от него неблагодарность. В этих словах явное противоречие. То, что делается в ожидании благодарности, уже не является добром, а чистая корысть.

Христос сказал: «Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает». Христианин должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти.

В обыденной жизни зачастую люди активно переживают и рассказывают о том, сколько они сделали добра и не получили ничего в ответ взамен, как будто их обманули.

Схожую ошибку совершают и те люди, которые принимают дар не как знак христианской любви, а считают себя обязанными отплатить или отработать за него, впадая в зависимость от полученного добра. Они думают, что им сделать, что подарить взамен, боясь показаться неблагодарными и тем унизить себя. Они начинают оказывать своему благодетелю особые знаки внимания, ищут случая, чтобы предложить свои услуги, то есть поскорее расплатиться с ним. Нередко они принуждают себя подделываться, притворяться и кривить совестью. Тогда вместо любви у человека возникает внутренняя зависимость, которая может вызвать тайное, глухое раздражение к тому, кто оказал помощь или содействие, Ведь по их понятиям должник не может любить своего заимодавца. При этом иногда происходит парадокс: чтобы освободиться от зависимости, которую навязал себе сам человек, он идет на конфликт с тем, кто сделал ему добро.

Поэтому, то в обществе и существует такое странное явление: за добро отплачивают злом, как будто мстят за него. А виновата в этом ложная установка, ложное чувство благодарности, как долга, который надо отработать, чтобы снять с себя придуманное бремя.

Дар не должен стеснять свободы человека, тогда у него будет истинная благодарность и истинная любовь не ради дара, а ради самой любви. Любовь же, как чувство, отдавая себя, не уменьшается, а увеличивается еще больше.

Наша православная вера есть величайший дар Божий, это самое дорогое и самое радостное, единственное, что может дать смысл и силу жить и получать от жизни радость…Мы должны дорожить своей верой, и, если требует от нас жизнь, не должны скрывать, таить, что мы верующие люди. Напротив, мы должны свидетельствовать о своей вере и доносить её до людей. Это чувство величайшего дара и радости, что мы православные люди, что мы принадлежим к Православной Апостольской Соборной Церкви.

Библиография

Свт Николай Сербский (Велимирович) Творения: Кн. 1: Беседы М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

Голод по Богу -www.pravoslavie.ru

Пестов Н.Е Современная практика православного благочестия. klikovo.ru

Cвт Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской - Творения в двух томах - Том второй - Аскетические творения. Письма М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

Свт. Григорий Богослов. Избр. слова. М 2002

Александр А. Соколовский

Как благодарить Бога?

Если даже будут только эти два слова: «Слава Богу!» - уже в нашей жизни это много. Поэтому не забывайте говорить «Слава Богу!». Поэтому, фантазия - как благодарить Бога и ближних - пусть будет делом вашего ума, души и сердца.

Поэтому есть церковные короткие молитвы, которые нам в этом помогают. Во всяком случае, когда совсем какая-то большая радость и большое какое-то событие, я, например, (из своего опыта) читаю 19-ю или 20-ю кафизму. Или ту или другую, потому что они все наполнены благодарственными хвалебными псалмами. Стоит только вспомнить, чем заканчивается и начинается Священное Писание, чем начинается Псалтирь святого Давида. Она начинается: «Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых», а заканчивается словами «Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода».

И наша жизнь должна стать «всяким дыханием», хвалящим Господа. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Пусть любые слова будут, которые выходят из вашего ума, сердца и души.

Так вот, возвращаясь к Божественной литургии и вообще к той или иной домашней молитве, внутренней, сердечной, святитель Василий дает такой совет новоначальному и всем нам, потому что все мы новоначальные. Он говорит: пусть твоя молитва поделится на три части. С чего надо начинать? Надо начинать с благодарения. Потом исповедание грехов, и только потом прошение. Но начинай всегда с благодарения.

Понятно, что никаких схем в отношении молитвы и в отношениях с Богом. Они могут быть, могут и не быть. Но все-таки это духовный совет нашего святителя Василия Великого. И поэтому действительно любую молитву - домашнюю, или храм нам показывает этот пример - мы все начинаем именно с этого. Божественная литургия начинается с благодарения, потом мы переходим к прошению. Ну а исповедь - это уже по ходу любой молитвы, она должна… Наши вечерние молитвы так и заканчиваются - нашим исповеданием грехов.

Еще вспоминается один случай относительно благодарности, такой благодарности, которую мы порой не замечаем и не придаем этому значения. За что мы порой можем поблагодарить Бога? Я тут был недели две назад в Кронштадте, и как раз вспомнилось из жизни отца Иоанна Кронштадтского. Как раз читалось о нем в это время. И конкретно описывается случай. Отец Иоанн Кронштадтский, имея попечение о многочисленной пастве… и в то время и в наше время были больницы с душевнобольными людьми - расстройство психики - то ли это физиология, то ли это какое-то потрясение… Кстати, психические болезни - это не всегда только одна болезнь души или некая мистика, когда мы: «Да ладно, разве можно что-нибудь сделать таблетками и прочим?» - нет, дело в том, что психические расстройства могут быть связаны даже с физиологией - давление, какой-то сосуд пережат… И человек не из-за того, что у него какие-то грехи, какие-то неправильные в жизни поступки и прочее… да, порой банальная физиология, которая приводит к этим последствиям, и банальные таблетки это пошатнувшееся здоровье, поэтому в этом плане, конечно все только на одни молитвы, акафисты, исповеди или тем более только на одни отчитки направлять, если у человека какая-то в этом плане поврежденность. Нет, порой консультация врача, небольшое количество лекарств, которые он прописал - надо этому тоже доверять.

Так вот, отец Иоанн Кронштадтский посещает больницу с душевнобольными людьми, совершает там о них молитву об исцелении, сказал какое-то назидательное слово, раздал какие-то подарки. И когда уже уходил из этой больницы, к нему подошел больной человек, взял у него благословение, и совершенно в трезвом уме и рассудке задает ему такой вопрос: «Дорогой батюшка, отец Иоанн! А вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый ум?» И отец Иоанн задумался. Он настолько считал это все, как и мы бы посчитали, что это совершенно естественно, в порядке вещей. И он поклонился этому человеку с глубокой (как он пишет о том) благодарностью, как он направил его мысли к благодарности Богу даже за то, казалось бы, естественное имение здоровья, зрения, слуха, работают руки, ноги. Начинаем мы, к сожалению, ценить это только тогда, когда что-нибудь в жизни потеряем. Поэтому за то что имеем: за прожитый день, за родных и близких, должны в своей жизни благодарить.

И сегодня тоже вспомнилась одна история. В Англии один клерк, когда произошел какой-то кризис (оказывается, кризисы не только у нас в 2009 году, тут пророчат какой-то кризис в 2013 году, не только в 96-м году кризис - все эти кризисы до бесконечности), этот клерк пережил какой-то кризис, приходит после увольнения с работы и говорит: « Я все потерял!» К нему подсаживается пятилетняя девочка и говорит: «Папа, папа! Как же ты все потерял? А я, а мама? Мы никуда не потерялись, мы вот они, папочка». И тут только до него дошло - действительно, что значит «все потерял»? А дочь? А жена, а родные и близкие? Да, действительно, тяжело, но мы-то вместе. Не потеряно самое главное - семья, любовь, доброта, взаимопомощь, которая может быть среди них вот такая детская, наивное участие - папа, а разве мы потерялись с мамой? Мы не потерялись. И вернула его опять к жизни, к оптимизму, к вдохновению.

Вопрос: есть такое понятие Евхаристии как «высшая форма благодарности Богу». Как правильно это понять?

Мы Бога должны благодарить по несколько раз в день. Но есть соборная молитва, о которой святые отцы говорили: лучше в Церкви произнести один раз «Господи, помилуй!», чем дома прочитать всю Псалтирь. И поэтому Церковь собирается в воскресный день для Божественной литургии, на соборную молитву. В греческом языке эта соборная молитва называется евхаристией, то есть благодарением. И поэтому в Божественной литургии Евхаристия является самой высшей формой благодарения Бога, когда мы все вместе являемся этой молитвенной жертвой, когда приносится агнец за всех и вся. Поэтому нам заповедано никогда не пропускать Божественную литургию, никакой воскресный день.

Здесь я немножко хотел сказать не только о благодарности по отношению к Господу, но и о самое главное, и может быть, одну из составляющих этой благодарности - это благодарность между людьми. Потому что это чувство порой тоже уходит из нашей жизни; мы тоже все это воспринимаем как обыденное, как повседневное, как долг родителей по отношению к нам, долг жены по отношению ко мне, долг мужа по отношению ко мне, дети должны так, мама должна так. То есть, все должны. И оказывается, никто никому ничего не должен, всем должны только мы. И кстати, кто-то из мудрых людей сказал, что большая должность - это не большая честь. Это означает, что человек всем всё должен. Вот что такое большая должность.

И поэтому маленькое внимание: обед, участие, вовремя звонок - какое-то со стороны родных людей участие в нашей жизни - за все это надо минимум говорить «благодарю, спасибо» - эти добрые и нежные слова, которые должны быть в нашей жизни. Кто-то из мудрых людей сказал, что слова назидают, а дела влекут, и любое доброе дело по отношению к нам, должно быть не только словами, но и делом самим поблагодарить тех людей, которые находятся рядом с нами, и чем-то нам в жизни помогли, будь то даже самое маленькое (как нам кажется), незначительное дело или внимание.

Жизнь на Земле действительно сложна, но только, если человек живет без Бога!

Благодарность… Благодарность всему, что нас окружает… Благодарность всему, что с нами происходит… Благодарность Творцу…

Как этим пользоваться ?.. Скажу просто: «Хочешь чуда – Благодари!» Подтверждением тому фраза из Благодарственной молитвы: «Благодарю тебя Господи за то, что у меня есть и трижды за то, чего у меня нет!» Благодарность позволяет нам вырваться из оков обыденности.

Часто мне задают такой вопрос


Часто мне задают такой вопрос: «А за что мне быть благодарным?» Скажи, во сколько бы ты оценил свою жизнь? В 10 000 $, может в 1 000 000$, а может в 1 000 000 000 000 000$. Самое интересное, что твоя жизнь досталась тебе от Бога совершенно бесплатно. А как на счет твоего тела? Сколько стоят твои руки, ноги, голова? Во сколько бы ты оценил способность видеть, слышать, дышать, разговаривать, ходить? Сколько тебе не жалко за твоих родных, близких, друзей? Ну что, тебе все еще не за что быть благодарным?

Благодари за самые обыденные вещи

Благодари за самые обыденные , на первый взгляд, вещи и они будут преображаться! Иногда я физически ощущаю, как меняется пространство вокруг меня, когда я всем сердцем и каждой своей клеточкой испытываю чувство благодарности! Преображаются звуки вокруг меня, преображается свет вокруг меня, моя жизнь наполняется неземным светом радости и любви.

Нам ненужно ничего извне, т.к. мы и так уже Богаты. Прежде чем перейти к следующему абзацу, остановись на секунду и подумай, за что ты уже можешь быть благодарным. Поблагодари…

А теперь самый главный секрет . Будь благодарен за проблемы и сложности в твоей жизни, и они решатся сами собой. Помните в фильме «Вода» рассказывалось о монахе, которого заточили под стражу и кормили только куском черствого хлеба и гнилой водой, набранной из лужи. Но на удивление охранников, монах с каждым днем становился только крепче и вид его преображался.

Позже он рассказал, что каждый раз перед тем, как съесть то, что ему давали он благодарил Господа за муки и за то, что тот ему посылал. После чего вода становилась прозрачной, а хлеб мягким. Чудеса, неправда ли? Я бы и сам не поверил, если бы не доказательства моего собственного опыта.

Вот один из недавних примеров


Вот один из недавних примеров. Однажды, за несколько часов до отправления на работу в другой город у меня перестал включаться ноутбук. Компьютер просто выдавал совсем непонятную мне ошибку и все мои действия по её устранению не приносили никаких результатов. Т.к. ноутбук мне был очень нужен на работе, то постепенно меня начинали захлестывать негативные эмоции, начиная от раздражения, заканчивая злостью. Вдруг я сказал себе «Стоп» и задумался, может это проверка для меня на то, как я умею реагировать на непредвиденные ситуации.

И я поблагодарил Господа про себя за эту ситуацию и возможность потренировать свои навыки управления эмоциями. И спустя ровно 2 минуты мне позвонил мой друг, который хотел просто поинтересоваться как мои дела.

Я ему поведал о своей ситуации, на что он предложил мне одно решение, которое помогло восстановить работоспособность моего компьютера. Совпадение? Возможно. Но только они случаются очень часто, плавно переходя в категорию закономерность.

Почему это работает?


Почему это работает? П отому что еще в Библии Слова Христа: «Ибо, кто имеет, тому дано будет и преумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет ». Другими словами, когда мы благодарим, нам дается еще больше. А когда жалуемся и сетуем на жизнь, у нас отнимается и то, что имеем.

Так давайте же благодарить каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Давайте стремиться к тотальному состоянию благодарности. Жить благодарностью, а значит жить с Богом.

Рекорды благодарности


Я люблю благодарить утром и вечером. Ведь в этот момент голова ничем не занята, так почему бы не использовать это время с пользой. Иногда я успеваю произнести по 80 -100 благодарности за то, чего у меня нет, за природу, за жизнь, неудачи, за возможность иметь общение с людьми и радоваться жизни. Я называю это: «Рекорды благодарности». Только мне бы очень хотелось, когда Вы будете ставить свои рекорды благодарности, ставьте их сердцем!

P.S. Эту статью целиком и полностью я посвящаю своей Маме. Мамочка, я благодарю тебя за каждое твое слово, за каждый твой взгляд, за каждую секунду, которую мы бываем вместе! Спасибо тебе, за те семена, которые ты щедро сеяла и сеешь в мою голову!

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).

P.P.S. Друзья предлагаю запустить снежный ком благодарности в комментариях (facebook). Пошлите своё сообщение благодарности Господу! Поверьте, оно не останется незамеченным!