Презентация на тему иконы. Что такое икона. Отделен алтарь от храма

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 15 Икона

Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ». Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий.

Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы показать сокровенный мир души святого человека.

В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Поэтому свет главное в иконе. Ни один предмет на иконе не отбрасывает тени.

Если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения, он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между зданиями набрасывает как бы занавес – велум (по латыни «парус»).

Золотой фон иконы иконописцы называют светом. Это символ бесконечного божественного Света.

Голову святого окружает золотой круг – нимб – знак Божьей благодати, которая пронизывает жизнь и мысли святого.

Нимб часто выходит за края иконного пространства. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.

На иконе нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию передает через гармонию внешнюю.

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Икона, как яркий источник света, светит в мир, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Самое поразительное, что есть в иконе это лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза выражают радостопечалие.

«Икона Божьей Матери» - Презентацию подготовила: ученица 8 класса Артишевская Анастасия. православный праздник иконы Казанской Божьей Матери. Возвращение иконы в Россию. Местонахождение. Чудотворная икона Казанской Божьей Матери. История появления иконы. Последствия кражи.

«Сюжетные картины» - А. Иванов Явление Христа народу. Религиозно – мифологический жанр. 7 класс Учитель ИЗО: Тураева С. Ю. Исторический жанр. Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. Пименов. Альтман. В. Верещагин «Апофеоз войны». Иван-царевич на сером Волке. Иван Билибин. В. Г. Перов Проводы покойника 1865 г.

«Натюрморт урок» - Натюрморт. Выполнения натюрморта. К. Петров – Водкин. Используем: Цветовой спектр. Ренуар «Розы и жасмин в дельфтской вазе». Машков, К. Петров – Водкин … Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать. Передача объема предметов. К. Моне. Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника.

«Жанр натюрморт» - Композиция- в постановке натюрморта. Расположение предметов в натюрморте. Изображение предметного мира – натюрморт. Живопись. Древний Египет. Виллем-Клас Хеда А. ван Бейерен Завтрак с крабом Натюрморт с омаром. Натюрморт в теплой и холодной гамме. Натюрморт в видах изобразительного искусства. Дпи. Древний Рим.

«Искусство натюрморта» - Дерево, масло. 1631. Сарьян, А.Осмеркин, А.Герасимов. Дерево, масло. Э.Мане. Фрукты. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Старая пинакотека. Т. Салахов Натюрморт с венским стулом. Виллем Клас Хеда. 1594 - между 1680 и 1682. П. Г. Богомолов (художник первой половины 18 века) Книги Холст, масло. 1737.

«Иконы» - Как создавались иконы в Древней Руси? После просушки левкас тщательно шлифовали, высушенным хвощем до мраморного блеску. Материалы. V Компьютер, мультимедиапроектор, слайды. Казанская Божия Матерь. Технология. Что такое икона? Андрей Рублев. Оборудование. «Нерушимая стена». Задачи: IV Плакат с планом конференции.

Всего в теме 6 презентаций

Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет».

  • В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено.
Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.
  • Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.
Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
  • Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.
  • Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.
  • Протоирей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской Мадонне Рафаэля: "Здесь - красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением: - это хула и невозможность! Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".
Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
  • Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
  • Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
  • Основные образа, занимающие центральное положение в богослужении: образ Спасителя Бога и образ Пресвятой Богородицы. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа и Богоматери.
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • Церковное Предание утверждает существование иконы Спасителя еще при Его жизни – это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. История этого образа сводится к следующему: Эдесский царь Авгарь. Больной проказой, послал ко Христу своего архивария-художника, прося Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Христос, видя, что архиварий хочет написать Его портрет, умылся, вытер свой лик платком, и на этом платке отпечатался Его образ. Получив плат, Авгарь исцелился. Это сильно подействовало на распространение христианства среди жителей Эдессы.
  • Плат долго хранился в Эдессе как драгоценное сокровище города. В 944 году византийские императоры выкупили Нерукотворный Образ у Эдессы. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204г. следы плата теряются.
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом. Это тип иконы называется «Елеуса» («Умиление»). Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях сына и в молчании переживающей их неизбежность.
  • Владимирская икона Божией Матери
Первые иконы Спасителя и и Божией Матери
  • Другой образ относится к типу «Одигрия» («Путеводительница»).
  • Икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.
Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом
  • Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом
  • Тихвинская икона Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери
  • Троеручица (Трихейруса)
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • И, наконец, третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Четких данных об этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа "Оранта" ("Молящаяся"). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя "Нерушимая стена".
Посредством иконной живописи (преп. Иоанн Дамаскин)
  • Посредством иконной живописи «…мы созерцаем изображение телесного Его вида и чудес, и страданий Его, освящаемся и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми (…)». (преп. Иоанн Дамаскин)
  • КОНЕЦ

Из опыта преподавания модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» го Саранск

Шелтуковой Татьяны Борисовны


Службу служит иерей,

Предстоит от всех людей.

Дух Святой сослужит там,

Дом Господень, или



Восседает на Престоле

В славы жарком ореоле

Наш Отец и Государь.

Здесь Ему священник служит,

Здесь он просит все, что нужно.

И сейчас, совсем как встарь,

Божий дом - святой


АЛТАРЬ (высокий жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол.


Чтобы Чашу, где Христос,

Кто пока что не подрос,

Видеть мог со всех сторон,

Возвышается


АМВОН (восходить) - часть солеи , выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат . Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и т.п.


Отделен алтарь от храма,

Здесь висят иконы в рамах,

Пред киотами лампады

Зажигаются как надо,

Перед службою, как раз.

Это что?


ИКОНОСТАС - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма . Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.


К этим я изображеньям

Приступаю с уваженьем.

Приложусь благоговейно,

И от них святым елеем

Я помазания жду.

Я молюсь, кладу поклоны

Образам, святым




Мы хотим узнать:

Почему икона так необычна?

  • Почему изображают невидимое?
  • Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?





Боровиковский Б.Л. Христос со сферой.

Икона «Спас Вседержитель».

15 век, Новгород.


Путевой лист

Признак

Икона

Картина


СВЕТ

изнутри

извне

картина

икона

Икона святого апостола Павла.

15 век, прп. Андрей Рублев.

Апостол Павел.

Эль Греко.


ТЕНЬ

есть

икона

картина

Икона святого апостола Петра.

12 век, Афон.

Апостол Петр.

Эль Греко.


не закрыт

закрыт

картина

Тайная вечеря.

Шебуев В.К.

икона

Икона «Тайная вечеря».


НИМБ

есть

икона

картина

Богоматерь с младенцем в розах. Бруни Ф.А.

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», 15 век.


ПРОСТРАНСТВО

ограничено

не ограничено

картина

икона

Икона свт. Николая Чудотворца

Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо,

Леонардо да Винчи


ГАРМОНИЯ ЛИНИЙ

икона

картина

Икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена»

1218 г., Ярославль.


Изображение гор и возвышенностей

картина

икона

Джомолунгма (Эверест).

Рерих Н.К.

«Преображение Господне»

15 век, Новгород.



картина

Тайная вечеря.

Леонардо да Винчи.


ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Икона «Спас на престоле».

15 век, Новгород.

икона


ЦЕНТР ИКОНЫ - ЛИК

Пресвятой Богородицы «Владимирская»

икона


Путевой лист

Признак

Икона

Картина

Пространство

Не ограничено

Гармония линий

Ограничено

Изображение гор и возвышенностей

Закругленные

Перспектива изображений

Реальное изображение

Обратная

Центр изображения

Линейная


Александр Невский

Это картина или икона? Обоснуйте.




ИТОГ УРОКА

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…


Глаза икон и свечи плачут… Дрожащий голос в тишине: «Пошли нам, Боженька, удачу, Любовь и счастье на земле… Пускай дожди проходят мимо, Пусть солнце каждый день встаёт Лучами яркими над миром, В сердцах растапливая лёд…

И пусть спокойным будет небо, Цветы в лугах и детский смех, И в доме пахнет свежим хлебом, Благослови нас, Боже, всех!» Н. Алдохина

Икона в моей семье

Икона Божией Матери «Неувядающий Цвет»




  • В нашем доме много различных икон.
  • Некоторые подарили нам родные, а многие мы покупали, когда ездили в Святогорский монастырь, Киево-Печерскую лавру, в Храм Христа Спасителя.
  • Где бы мы ни были, мы всегда стараемся посетить храмы и церкви.
  • Мы любим все иконы, но любимой стала Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет». Её подарили бабушке на День рождения. Мы эту икону освятили в церкви. Теперь всегда молимся перед этой иконой.

Сведения об иконе

Икона Богородицы «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ» 3 апреля (16 апреля по новому стилю) Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке на иконе Неувядаемый цвет, символизирует неувядаемость девства и непорочность Божией Матери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Неувядаемый Цвет чистоты».


Значение иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» Значение этого образа велико для православных верующих. На нем Пречистая Богородица держит на одной руке Своего Сына Божественного, а в другой руке – белую лилию. Именно лилия является символом девства и непорочности.

Лик Царицы Небесной изображен мягким и нежным.

Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» - это один из самых красивых образов, излучающий нежность и радость. Молитва иконе дает силы верующему и наставляет его на праведный путь, помогает сохранить красоту и молодость.


Чудотворная икона «Неувядаемый Цвет»

В былые времена образ Пречистой избавил тысячи христиан от душевной тяжести, происходило множество чудес, связанных с ликом Святой.

Есть интересная традиция: в день празднования Благовещения приносить Богородице в храм белые лилии, с которыми явился Гавриил к Деве.

До самого Успения Богородицы находятся цветы в храме, при этом их никто не поливает. И каждый год, через 5 месяцев сухие стебельки растений, не зная влаги и тепла солнца, наливаются новыми силами. При этом на них появляются новые бутоны.


В чём помогает икона «Неувядаемый цвет»?

Обращение перед чудотворным образом к Богородице дарит понимание между близкими людьми, способствует решению семейных проблем, помогает сохранить любящие отношения. Ликом Пресвятой благословляли в день свадьбы молодую невесту на счастливое замужество, а замужние женщины обращаются к Ней с просьбами защищать их семейный очаг от невзгод.

Обращаясь к Богородице, женщины просят сделать их брак счастливым и сохранить семью.