Презентация на тему моральная философия канта. Презентация на тему "кант иммануил". Историческое значение философии Канта

Cлайд 1

Cлайд 2

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Главным философским произведением является «Критика чистого разума».

Cлайд 3

Философия И.Канта Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Cлайд 4

Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Cлайд 5

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.

Cлайд 6

Т.е., наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

Cлайд 7

Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (т.е. вне формирующей деятельности рассудка) - вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, т.е. в опыте.

Cлайд 8

2 уровня формообразования (активности) субъекта, выделяемые в опыте: субъективные формы чувства - пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

Cлайд 9

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание - единство апперцепции (обусловленное восприятие предметов и явлений внешнего мира и осознание этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

Cлайд 10

Категории рассудка: 1. Категории количества: Единство Множество цельность 2.Категории качества: Реальность Отрицание Ограничение

Cлайд 11

3.Категории отношения: Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие 4.Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность

Cлайд 12

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречие с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы.

Cлайд 13

Т.е., он выступал как сторонник агностицизма, который приводит Канта к идеализму. Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка. Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма.

Cлайд 14

Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка. Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, он конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой. Диалектический характер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и разум. Он считал, что разумное понятие выше и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях, антиномиях разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и так далее, впадает в противоречия.

Cлайд 17

Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

Биография Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кенигсбергский Университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в, он разработал и опубликовал свою космогеническую гипотезу происхождения Солнечной системы. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. В 1770 году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин философских, математических, физических. К этому временивызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач.


Три задачи Канта: что я могу знать? (метафизика); что я должен делать? (мораль); на что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача что такое человек? (антропология).


Этапы творчества Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический»: I этап (годы) разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.) выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.


Работы философа: Критика чистого разума; Критика чистого разума; Критика практического разума; Критика практического разума; Критика способности суждения; Критика способности суждения; Основы метафизики нравственности; Основы метафизики нравственности; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Всеобщая естественная история и теория неба; Всеобщая естественная история и теория неба; Мысли об истинной оценке живых сил; Мысли об истинной оценке живых сил; Ответ на вопрос: что такое просвещение? Ответ на вопрос: что такое просвещение?




Вопросы Иммануила Канта: Что я могу знать? Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё. Что я должен делать? Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. На что смею надеяться? Надеяться можно на себя и на государственные законы. Что такое человек? Человек высшая ценность.


Кант о конце сущего В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия. Три варианта конца: естественный по божественной мудрости сверхъестественный по непонятным для людей причинам противоестественный по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Главным философским произведением является «Критика чистого разума».

3 слайд

Описание слайда:

Философия И.Канта Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

4 слайд

Описание слайда:

Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

5 слайд

Описание слайда:

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.

6 слайд

Описание слайда:

Т.е., наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

7 слайд

Описание слайда:

Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (т.е. вне формирующей деятельности рассудка) - вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, т.е. в опыте.

8 слайд

Описание слайда:

2 уровня формообразования (активности) субъекта, выделяемые в опыте: субъективные формы чувства - пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

9 слайд

Описание слайда:

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание - единство апперцепции (обусловленное восприятие предметов и явлений внешнего мира и осознание этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

3.Категории отношения: Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие 4.Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность

12 слайд

Описание слайда:

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречие с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы.

13 слайд

Описание слайда:

Т.е., он выступал как сторонник агностицизма, который приводит Канта к идеализму. Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка. Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма.

14 слайд

Описание слайда:

Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка. Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, он конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой.

15 слайд

Описание слайда:

Формально Кант признает, что познание имеет своим предметом природу, но по существу он противопоставляет природу объективному миру. В идеалистической философии Канта имеются и ценные образцы диалектики. Заслуга Канта в теории познания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического метода для науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научном исследовании.

17 слайд

Описание слайда:

Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

«Немецкая классическая философия» - Вклад Канта в философию. Критика способности суждения. Кант выступает как эмпирик. Знание. Звездное небо. Немецкая классическая философия. Механика Ньютона. Иммануил Кант. Знания, предшествующие опыту. Гипотетические императивы. Критика практического разума. Характер долженствования. Основные идеи. Учение о явлениях.

«История философии» - Способы приближения к благу. Основные характеристики немецкой классической философии. Философское знание Древней Греции. Тип мировоззрения - теоцентрический. Антифеодальная направленность. Философия Нового времени 17-19 вв. История философии. Задача философа в Индии. Тип мировоззрения - космоцентризм.

«Философия эпохи Возрождения и Нового времени» - Бертран Рассел. Периодизация. Франческо Петрарка. Основные идеи политической философии. Николай Коперник. Джордано Бруно. Фрэнсис Бэкон. Новое время. Эпоха Возрождения. Представители натурфилософии. Наиболее известные философы. Джон Локк. Реформация. Томас Гоббс. Рене Декарт. Основные направления философии Возрождения.

«Современная философия» - Экзистенциализм – философия кризиса. Проблемы постпозитивизма. Постпозититвизм. Л. Фейербах. А.Шопенгауэр (1788-1860). Неопозитивизм. «Второй позитивизм». О. Конт. Три стадии развития человечества. Современная философия. Одна для всех врожденная ошибка – это убеждение. Плюрализм – характеристика современной философии.

«Конец классической немецкой философии» - Философия религии. Отчуждение труда. Понятие материального производства. Фейербах и Маркс. Историческое развитие. Карл Маркс. Классы как субъекты закономерной деятельности. Буржуазное общество как общество тотального отчуждения. Люди сами делают свою историю. «Субстанция» или «самосознание». Противоречие между системой и методом Гегеля.

«Философия 20 века» - Тень. Главный вывод Фрейда. Западная философия XX века, её основные направления. Структура психики человека (по З.Фрейду). Психика человека – арена постоянной борьбы. Персона. Неопозитивизм. Неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности. Учение З.Фрейда о бессознательном. Герменевтика.

Всего в теме 17 презентаций

ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА Подготовил: Давитбеков Б. Д. студент гр. ЛД 17-

Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770) «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Кёнигсберг. Биография

Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума (1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788) Основные сочинения

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА И АНАЛИТИКА Возможность априорных синтетических суждений Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике Синтетическая работа созерцания Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий) Схематизм чистых рассудочных понятий Синтетические основоположения чистого рассудка Трансцендентальный идеализм Субъективный идеализм Беркли и трансцендентальный идеализм Канта Нативизм рационалистов и априоризм Канта Агностицизм Юма и критический идеализм Канта

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ Аналитическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). Синтетическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).

Отношение между содержанием субъекта и предиката аналитического суждения Отношение между содержанием субъекта и предиката синтетического суждения S S P PВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ Все тела протяжённы. Некоторые тела имеют тяжесть. Столица – место пребывания правительства. Канберра – столица Австралии. Примеры аналитических суждений Примеры синтетических суждений Целое больше своей части. «Лунная соната» состоит из трёх частей.

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АПРИОРНЫЕ И АПОСТЕРИОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ Априорное суждение – суждение, истинность которого устанавливается независимо от опыта. Апостериорное суждение – суждение, истинность которого удостоверена опытом.

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АПРИОРНЫЕ И АПОСТЕРИОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ Ассерторические (суждения действительности)Аподиктические (безусловные, необходимые)Модальность Частные или единичные. Общие (универсальные)Количество Апостериорные (опытные) суждения. Априорные (доопытные) суждения

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АПРИОРНЫЕ И АПОСТЕРИОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ Науки опираются на опыт, но они не могут основываться исключительно на опыте, поскольку их законы имеют форму общих аподиктических суждений.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ В МАТЕМАТИКЕ 7 + 5 12 = 7 + 5 12 3 x 4 = 12 7 + 5 x

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ В МАТЕМАТИКЕ Прямая кратчайшая линия между двумя точками. есть Форма величина. не есть

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ПРОСТРАНСТВО КАК АПРИОРНАЯ ФОРМА СОЗЕРЦАНИЯ Потому что в нашем разуме, содержится не только «шкала времени» , но и определённая модель пространства.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО КАК АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО СОЗЕРЦАНИЯ Априорная основа геометрии. Априорная основа арифметики Изотропно. Однонаправленно Трёхмерно. Одномерно Бесконечно Форма внешнего созерцания. Форма внутреннего созерцания Пространство. Время

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ОБЩИЙ ВЫВОД Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Апперцепция (лат. ad , к, percepcio , восприятие) – рефлектирующее сознание (в отличие от неосознаваемых восприятий – перцепций); самосознание. Трансцендентальное (лат. transcendentalis, выходящий за пределы) – в кантовской философии то, что делает возможным опытное познание (в отличие от трансцендентного – выходящего за пределы опыта). Трансцендентальное единство апперцепции – единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза.

И. Кант. «Критика чистого разума» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Многообразные представления, данные в некотором созерцании, не были бы все вместе моими представлениями, если бы они не принадлежали все вместе одному самосознанию.

И. Кант. «Критика чистого разума» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Только в силу того, что я могу постичь многообразное [ содержание ] представлений в одном сознании, я называю их все моими представлениями; в противном случае я имел бы столь же пёстрое разнообразное Я, сколько у меня есть сознаваемых мной представлений.

И. Кант. «Критика чистого разума» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [ содержание ] данных представлений под единство апперцепции.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ДЕДУКЦИЯ ЧИСТЫХ РАССУДОЧНЫХ ПОНЯТИЙ Суждения по качеству по отношению по модальностипо количеству Общие Частные Единичные Утвердитель- ные Отрицательные Бесконечные Категорические Гипотетические Разделительные Проблематиче- ские Ассерториче- ские Аподиктические

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ЧИСТОГО РАССУДКА Группы основоположений Антиципации восприятия Аналогии опыта Постулаты эмпирического мышления. Аксиомы созерцания Всё делимо до бесконечности Пустота не существует Закон сохранения субстанции Закон причинной связи Закон взаимодействия Формальная возможность Материальная действительность Общая необходимость

И. Кант. «Пролегомены» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ОБЩИЙ ВЫВОД Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познается на опыте, необходимо подчинено законам рассудка.

И. Кант. «Пролегомены» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ОБЩИЙ ВЫВОД Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима и от условий нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; и здесь от рассудка, делающего возможным этот опыт, зависит также и то, что чувственно воспринимаемый мир не есть никакой предмет опыта или что он есть природа.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ЮМ И КАНТ Агностицизм Юма Критический идеализм Канта Достоверное знание невозможно, поэтому нет никаких общезначимых истин. Вещи в себе непознаваемы, но явления подчинены общезначимым формам нашей чувственности и рассудка, что позволяет придать нашему знанию научную форму.